Форум » Шарп - главная роль Шона » Sharpe Cut by Linda Blandford » Ответить

Sharpe Cut by Linda Blandford

Катенок Кет: Book Title:Sharpe Cut by Linda Blandford Publishing Information: HarperCollins Sharpe Cut is an account of the filming of Sharpe's Challenge and is a splendid book. Linda Blandford, a celebrated British journalist, lived with the production team from the first read-through of the script until the last day of editing, and she has written an enthralling story of the difficulties, passions and rewards of the film and television industry. The book is also lavishly illustrated in colour. The book was not commissioned by the production company, but is an independent, warts and all account. If you like Sharpe, want to know more about Sean Bean or are simply interested in television production techniques then this book is a must. Информация от сюда

Ответов - 81, стр: 1 2 3 All

Fleur-de-Liss: Ginger пишет: Он там сопьется с тоски, до медсестры дело даже не дойдет. Не, не с тоски! Снюхается с местным сторожем и электриком - и полетела душа в рай А потом-таки женится на полной грудастой медсестре

Ginger: Fleur-de-Liss пишет: Снюхается с местным сторожем и электриком - и полетела душа в рай Я просто этот этап не стала упоминать. Не один жеж он будет пить. А потом-таки женится на полной грудастой медсестре И все будут его уважать, как имеющего доступ к спирту.

Fleur-de-Liss: Ginger пишет: И все будут его уважать, как имеющего доступ к спирту. Ладно, пущай сидит у себя в Англии .Надеюсь, дочки у него в достаточном авторитете, чтобы начать папе указывать, что ему делать


Ginger: Fleur-de-Liss пишет: Надеюсь, дочки у него в достаточном авторитете, чтобы начать папе указывать, что ему делать По крайней мере, модель от него кто-то спровадил, спасибо ему.

Fleur-de-Liss: Ginger пишет: По крайней мере, модель от него кто-то спровадил, спасибо ему. А это ещё бабушка надвое сказала Может он её просто не выводит на прогулки теперь

Ginger: Fleur-de-Liss пишет: Может он её просто не выводит на прогулки теперь Ну вот, когда выведет, тогда и будем ахать-охать. А пока нету доказательств, нету и моделки. По определению.

Ginger: В профессии, которая взращивает тиранов и афиширует темперамент, его нежелание заниматься этим работает против него. Он никогда не был горячим парнем, просто непрерывно работающим - одинокий и сильный человек, который живет своими инстинктами. "Люди льстят, я это осознаю" - говорит он, когда мы в конце сидели вместе во внутреннем дворе Samode Palace. Были сумерки и был долгий день в пустыне, но он был спокойный и веселый. "Люди скрывают свои взгляды – это загадка для меня. У меня есть несколько хороших друзей и они говорят мне, всё как есть. Это не всегда приятно -слышать правду, но они правдивы со мной. И Панья – он беспощадно честен." Кто-то с ним даже здесь. Мальколм Крэддок, «горячо любящий Шона» и считающий его жемчужиной в короне, обеспокоен тем, что я расстроила звезду. Хорошо, я не буду. Но он не встает и не уходит, хотя намеревался. Он остается и продолжает дальше с внимательным участием и даже извиняющемся о некоторых вещах. Выпивка – одна из вещей, за которую он не извиняется. Понимаете, он и актер второго плана Петер Хьюго Дэйли прикончили месяный запас Гиннеса в отеле. «Это выходной день. Люди могут делать в выходной, что хотят. А я не могу? Я уверен, полно актеров, ещё хуже меня. Я так привык. Я всегда так делал. В общем плане вещей это не имеет значения, потому что в итоге мы всё равно работаем. Я говорю ему, что туристы фотографировали его у бассейна Тридент отеля в тот день, когда он напился до беспамятства. Он вспыхивает: Не напился. Спал. И ещё: «Наглые ублюдки» In a profession which cherishes its tyrants and flaunts its temperaments, his reluctance to engage works against him. He's never been "hot"?, just continually working. The watcher is the lonely one, though, and he's a smart man who lives on his instincts. "People are sycophantic - I am aware of that"? he says when we finally sit down together in the Samode Palace courtyard. It's dusk and it was a long day in the desert but he's gentle and quizzical. People have got hidden agendas, other agendas, it's a puzzle to me. I've got some good friends and they tell me how it is. It's not always nice to hear the truth but they're straight with me. And Punya - well, he's brutally honest." A few others are with him, even here. Malcolm Craddock who's "very, very fond of Sean," and looks on him as his "gem in the crown," is concerned lest I upset the star. Well I do. But he doesn't get up and walk away, although tempted to. Instead he engages, is reflective, even apologetic about some things. The drinking is one thing he doesn't apologize for. Understand that he and supporting actor Peter-Hugo Daley have polished off the hotel's entire month's supply of Guinness. "It's a day off: people can do what they like on a day off. Why shouldn't I? I am sure there are a lot of actors worse than me. That's the way I am. That's the way I've always been. In the scheme of things, it's irrelevant because at the end of the day, we do the business." I tell him that tourists were photographing him by the Trident Hotel pool on the day he passed out. Quick as flash, he comes back: Not passed out. Sleeping. And: "Cheeky bastards."

Катенок Кет: Ginger пишет: Он вспыхивает: Не напился. Спал. И ещё: «Наглые ублюдки» Ахссс мое сердце растаяло! Кого то Он мне напоминает

Irihina: Ginger пишет: Я уверен, полно актеров, ещё хуже меня. Весьма самокритично Не напился. Спал. Хоть в "цитаты" заноси! Катенок Кет пишет:Кого то Он мне напоминает Интересно, кого?!

Fleur-de-Liss: Катенок Кет пишет: Ахссс мое сердце растаяло! Вот именно! Ну выпил, ну упал - с кем не бывает! Лучше бы прикрыли одеялком, сволочи черствые Ginger СПАСИБО Вот что бы мы делали без тебя?)))

Катенок Кет: Irihina пишет: Хоть в "цитаты" заноси! Согласен! Irihina пишет: Интересно, кого?! Да двух известных тебе башен

Ginger: Fleur-de-Liss пишет: Ну выпил, ну упал - с кем не бывает! И вообще, он к ихней жаре непривычный, так что нефиг наезжать на кумира. Вот что бы мы делали без тебя?))) Вот прям даже и не знаю.

Irihina: Катюш, ответ напрашивался сам собой

Ginger: И последнее. После после окончания фильмов о Шарпе в 1997 году он был без работы около года. «Я не мог получить работу?» Когда получил, это был небольшой, низкобюджетный фильм Essex Boys, часть которого он наполнил жестоким, неискупленным насилием. «Я чувствовал зависть». Я был в отчаянии, что не получал работу. Самое худшее, когда вы беретесь за сцену, где есть два из вас * и вы всё ещё не получаете это. У меня всё ещё продолжается конкуренция. Много ролей пришли ко мне только потому, что другие от них отказались. Я знаю, я могу это сделать, но только дайте мне шанс.» И фирменная улыбка Шона Бина: «Я знаю, все актеры говорят это» *я так поняла, что есть сразу две подходящих роли для него О Макбете Я хотел отступить и возвратиться к тому, что было в юности. Когда мне было 16 или 17 я работал над каждой строчкой Макбета, я нашел свою копию и с тех пор каждая линия имеет мои замечания насчет интерпретации и замысла. Но я ничего не делал в театре 13 лет и я забыл строгие требования к эмоциям и действиям. В начале я думал: «Чёрт, я правильно сделал? Это было трудно и это было страшно, мы наводили ужас сами на себя. Я был не уверен вначале и, сказать по правде, довольно дерьмово у меня получалось, но как только я начал расслабляться, я смог сохранять энергию до конца, я был в команде и я не должен быть приспосабливаться.» Разговор с Линдой. На некоторые вещи я обращаю внимание. Мы должны увидеть, что он делает на экране: интим с женщиной, к примеру. Когда был такой момент, это было с мужчинами – была одна очаровательная сцена в Стрелках Шарпа, когда он подхватывает старого Даниеля Хагмана из болота Близость между мужчинами это иногда не то, что с женщинами- это агрессия, борьба, это то, что есть у людей. Я сыт по горло манерами «новых мужчин»,подобострастием и что-то вроде суетливости. Всё этот трендёж, что женщины любят это. Во всяком случае не по моему опыту. Есть фирменный поцелуй Шона Бина, который большинству фанов мог снится во сне (и возможно снился ) Он кладёт правую руку на её шею, левая в её волосах и так далее… И, если задуматься об этом, где бы вы не видели Бина в кровати после секса, он всегда смотрит в сторону от женщины и никогда на неё. Где в этом близость? И не будет ли более естественным поцеловать женщину так, как хочет женщина? «Черт возьми» - говорит он, но не показывает, насколько я, должно быть, задела его. Его заинтересовала идея. «Да, это, как смех. Вы думаете, как этот персонаж смеялся бы, но никогда не думаете, как бы он обнимался. Я никогда не задумывался:, как этот персонаж целуется» И затем самая восхитительная из улыбок: « У меня было много сцен с женщинами и они не выглядели несчастными от этого» На мгновение, это всё ещё ночь в Самоде, где луна висит вверх тормашками, легко понять, почему. На площадке. Затем, Шон стреляет в злодея в проеме, в том месте, что было превращено в тюремную камеру, дизайнером Томом , но к несчастью используемую, как кратчайший путь поставщиками еды для обеда Магараджи на 500 персон в соседнем саду. Если у кого-то есть причина до сих пор играть, то это должна быть звезда. Что должно окончиться быстро, так это тяжелая работа. Шон ждал в пыльном, бетонном коридоре, таком узком, что его стул нельзя было отодвинуть от солнца. Верный Панья рядом с ним, сидит терпеливо. Его трейлер недалеко. Но он не покидает площадку. Его нрав остается спокойным и ему отвечают тем же. Никакого нытья: очевидное хорошее настроение. Актер Петер- Хьюго Дейли в линии флаффер:( )Если кто-то находиться под давлением, то это Шон. Он тянет этот фильм или всё пропадает. Он хорош так же, как золото, которое он по слухам, получает.» Довольно интересно, гонорар Шона не был объектом для разговора долгое время. Он отдаёт. Более того, отдает с изяществом. Он отдает здесь сегодня сцену за сценой, всегда в цель, его внимание и концентрация никогда не рассеиваются. Он может не тренироваться, он может не заботиться о своём теле, но когда он работает, то напряженно и физически интенсивно. Однако, когда он уходит с площадки, нет ни нервозности, ни заносчивости. Более того, он стоит позади камеры, когда ведет свою линию, когда другому предстоит отыграть сцену в одиночестве. Не многие звезды делают это. Чаще, когда их время, когда они под софитами заканчивается, они исчезают и оставляют другого актера отвечать деревянным голосом за себя. Я понимаю, что никогда не видела, чтобы Шон так делал. Для каждого актера, будь то впечатляющий Тоби Стивенс или актер играющий в малюсеньком эпизоде, он всегда остается, чтобы отыграть свой диалог и, более того, с той о же точностью, как он делал бы это на камеру. Уж насколько он не доверяет журналистам и может быть язвительным со мной лично – а это так- трудно здесь не восхищаться и почти не любить его. В то время, как Тоби внушает к себе уважение каждого на протяжении всех съемок, Шон тот, кто пробирает до костей. Предпоследним утром идет решающая борьба между Шарпом и Доддом. Тоби прибыл на площадку прекрасно одетым и подготовленным: «Спустя два дня, я подумал: О, лучше, черт возьми, думать, перед тем, как появляться внезапно, утром.» Шон предпочитает бродить по площадке в своей помятой, повседневной одежде. Он раздевается не обращая внимания, если кто-то видит. Это тело гончей собаки. Не в первый раз, я была тронута тем, что звезда не тщеславна. Тоби сказал как то, что он ненавидит актеров, для которых видимость важнее содержания. Никто не воплощает в себе противоположности больше, чем Шон. Додд узнает, что Шарп тайный британский шпион и зверски избивает его. Шон грязный, в крови и ушибах, полу-раздетый и некрасивый в своем унизительном положении. Но, что очевидно, это как два актера четко уловили друг друга в течении последних недель. Шон полностью готов , словом, безупречен. И Тоби ухватил немного внутренней силы Шона. Петушиный бой- вот, как Малькольм назвал это. В самой последней сцене Шон и Тоби дерутся до смерти. Каждый раз, когда Шон появляется между дублями, его лицо спокойное, голос ровный, но все его тело дрожит. Даже сейчас вы должны быть действительно близко, что бы увидеть, как дрожат его руки, когда он берет чашку чая у Паньи. Он научился почти полностью не проявлять своих чувств. Мудрость в том, что Шон просто идет и делает своё дело без показухи. Теперь я вижу, почему он держится вдали на съемках- он разбит от напряжения. Другие бездельничали, взволнованные мыслями об упаковке и сборах для завтрашнего утреннего полета. Сосредоточенность Шона не дрогнула. Это Закон последнего дюйма и я никогда не уважала его больше. Возвращение в Лондон Холодным утром понедельника я встречаю Шона в пабе, где я первый раз брала у него интервью прошлой весной. При возможности этот умный, хитрый актер будет отвечать поверхностно, односложно, чтобы держать незнакомца в жестких рамках. За ним и колкости и тычки и враждебный внешний вид во встречах урывками, пронизывающий холод на съёмочной площадке и способность смотреть мимоходом прямо сквозь тебя. Шон, которого я встретила на этот раз, другой. Это человек, который с неохотой, но доверяет. «Я доверяю своей семье, доверяю друзьям. Было немного шоком играть Шарпа снова. Я думаю, что недооценил ответственность, стоящую передо мной. Это было страшно. Это всегда страшно. Вы никогда не знаете, добьётесь ли вы успеха. Вы можете чувствовать ужас внутри, но не можете позволить себе показать это и возможно посторонними это может быть неверно истолковано, как холодность, но если это и так, то мне плевать.» Хотя его могут не волновать актеры и команда, когда работа сделана, он говорит о Панье, своем раджпутском ассистенте, как о друге, о его достоинствах, честности, о том насколько реальным он был. «Мне было действительно грустно, когда я вернулся. Прошло время, прежде чем всё сгладилось. Мы все разные, но важно выключиться и вести нормальную жизнь.» Нормальная жизнь? Что это для актера, который так не доверяет людям, что почти каждый, исключая старых хороших друзей должен связываться с ним через агента? «Завтракать, слушать радио, читать газеты, ходить к дантисту… Черт возьми, я не знаю, что такое нормальная жизнь» И затем озорная вспышка: «Попрактикуйте меня в обнимашках» Это возвращает к разговору несколько недель назад тихой ночью в Самоде, когда я сказала, что я никогда не видела его настоящей близости с женщиной на экране. Но Северная страна только что вышла и его сцены в ней с Френсис МакДорманд такие нежные и теплые, что в них не узнаешь прежнего Шона Бина. Многие, может быть большинство актеров, становятся заложниками первого успеха. Едва уловимым путем Шон –актер смог углубиться и выйти за пределы своих очевидных границ, как повзрослевший Шарп сделал это в Индии. Так что, несмотря на его успехи в Голливуде, может быть Ричард Шарп всё ещё личный критерий для Шона. Много раз Шарп должен был утверждать его позиции, когда была необходимость. Он был одиночкой и он остался одиночкой до конца. Он был человеком мужества и силы и никто не сможет это испортить. Резонансы с Шоном , который возможно объясняет своё раздвоение чувств, когда он садился в самолет в Индию через девять лет.* Я не удивлюсь, если когда нибудь столкнусь с Шоном снова, он поведет себя так, как если бы мы никогда не встречались. Он странный человек. *Перевела эти слова почти наугад, потому что выглядел текст вот так: «plane to India and â?œface himselfâ? nine years on.» After the Sharpe films came to an end in 1997, he was unemployed for nearly a year. "I couldn't get any work."? When he did, it was a small, low-budget film, Essex Boys, a part which he imbued with merciless, unredeemed violence. "I've felt envy. I've been pissed off that I didn't get a job. It's worse when you get down to the stage there's two of you, and you still don't get it. I'm still competing. A lot of roles came to me only because other people turned them down. I know I can do it - but just give me the chance." A very Sean Bean smile as he hears himself. "I know every actor says that." I wanted to pull back and get back to what it was about as a kid. When I was 16 or 17, I worked every line of Macbeth, I found my copy from then and every line has my notes about interpretation and meaning. But I hadn't done any theatre for 13 years and I'd forgotten the rigours of emotion and range. At the beginning, I thought: "Shit, have I done the right thing?" It was hard and it was scary and we were just shitting ourselves. I wasn't confident at first and to tell you the truth, I was pretty crap but once I started relaxing, I could keep the energy going to the end, I was in command and I didn't have to conform." Talking with Linda... "The thing about youth," Sean says, "is that it's simplistic." Some things I point out, we have yet to see him do on screen: intimacy with a woman, for one. When there's been such a moment, it's been with men - there's one spell-binding scene in Sharpe's Rifles when he picks up old Daniel Hagman from a swamp. "There's an intimacy between men sometimes that there isn't with women - it's agression, fight, that's what men have. I just get fed up with this poncing 'new man' stuff, servile and sort of fussy. All that farting about is not what women like - not in my experience anyway." There's a generic Sean Bean kiss which most fans could do in their sleep (and probably do, there's no questioning the pull of his sexual energy and hunger). He puts his right hand on her neck, left hand just so in her hair etc. And, come to think of it, whenever we see Bean in bed after sex, he's looking away from the woman, never at her. Where's the intimacy in that? And wouldn't it more natural to kiss woman according to the woman? "Fucking hell," he says, but he doesn't show how much I must have offended him. He's interested in the idea. "Yeah, it's like laughter in a way. You think how this character would laugh, but I've never thought about snogging that way. I never thought: "how would this character kiss?" And then the most delicious of smiles. "I've done a lot of scenes with women and they don't seem to unhappy about it." For a moment, in the still Samode night where the moon hangs upside down, it's very easy to see why. On the set Next up, Sean shoots the villain in a hole somewhere which has been turned into a prison cell set by Tom the designer but unfortunately is being used as a through-way by the caterers for the Maharajah's lunch for 500 in the nearby garden. If anyone has reason to play up now, it should be the star. What should be over quickly is drudgery. Sean has to wait in a dusty, concrete alleyway, so narrow that his chair can't be moved out of the sun. The faithful Punya at his side, he sits patiently. His trailer is a short walk away. He doesn't leave the set. His temper never breaks and everyone responds. Not a whinge: the good humour is palpable. Actor Peter-Hugo Daley is a line-fluffer. If anyone is under pressure, it's Sean. He carries this film - or it fails. He's as good as the gold he's rumoured to be getting. Interestingly enough, Sean's salary hasn't been a subject of talk for a long while. He delivers. More than that, he delivers with grace. He delivers here today - line after line, always on target, his focus and concentration never wandering. He might not work out, he might treat his body as if it doesn't matter, but when he works it's with a coiled physical intensity. Yet as he emerges from the set, there's neither twitch nor swagger. On the set.. What's more, he stays back and next to the camera to feed his lines as it comes to the other person's turn to a single shot. Not many stars do that. More often than not, their time in the limelight over, they disappear and leave the other actor to deliver his big moment in respond to the wooden voice of some AD. I realize that I never seen Sean do that. For every actor, whether the impressive Toby Stephens or the smallest bit-part jobber, he has always stayed to contribute his bits of the dialogue - and what's more, with exactly the delivery with which he did on camera. As much as he mistrusts journalists and can be cutting to me personally - he does and is - it's hard here not to admire and almost likes him. Still on the set. While Toby commands everyone's respect, and has done all through the filming. It is Sean who has got into the guts. On the next-to-last morning, there's a crucial confrontation between Sharpe and Dodd. Toby comes onto the set, perfectly dressed and prepared. "After two day's I thought: 'Oh, I'd better fucking think about this before I turn up in the morning." Sean tends to wander up to the set dressed in his crumpled, everyday clothes. He strips off not minding who sees. It's the body of a whippet. But not for the first time, I was touched at the way this star is without vanity. Toby said at one point that he hated actors who all about "A Look" rather than content. No one embodies the opposite of that more than Sean. Dodd has found out Sharpe is an undercover British spy and had him beaten up. Sean is a mess of blood and bruises, half naked and ugly in his humiliation. But what is clear is how the two actors have hit off each other over the last weeks. Sean is totally prepared, word perfect. And Tobe captures some of Sean's visceral intensity. Cock-fighting, that's what Malcolm's called it. In the very last scene, Sean and Toby fight to the death. Each time Sean emerges between takes, his face is blank, his voice steady - but his whole body trembles. Even now, you have to be really close to see how his hands shake as he reaches for a cup of tea from Punya. He's learned to hide himself almost completely. The received wisdom is that Sean wanders in and 'does his thing', no toll taken. Now I see why he keeps himself away during shooting: he's riven by the effort. Others have drifted away, distracted by the thought of getting to the wrap party, of packing for tomorrow morning's flight. Sean's focus doesn't waver. It's the Law of the Last Inch and I've never respected him more. Back in London On a cold Monday evening, I meet Sean in the pub where I first interviewed him last spring. Given the chance, this intelligent, wily actor will skim along the surface, monosyllabic for choice, anything to keep the stranger at bay. Dig at him, poke and hostility surfaces in broken appointments, a cutting coldness on set and an ability to look straight through you in passing. The Sean I meet this time is different. He's a man who trusts with reluctance. "I trust my family. I trust my friends. It came as a bit of a shock to play Sharpe again. I think I underestimated the responsibility in front of me. It was scary. It's always scary. You never know, you never know, if you're going to succeed. You might be shitting yourself inside but you can't afford to show it and maybe to outsiders it might be misinterpreted as being cold, but if it does, it doesn't really bother me Back in London....last extract While he may not bother with the actors or crew when the job's done, he talks of Punya, his Rajput assistant, as a friend, of his dignity, honesty, of how real he was. "I felt really sad when I came back. It's taking time to wear off. We're all different, but it's important to switch off, to lead a normal life." A normal life? What's that to an actor who's so suspicious of people that almost everyone except old, good friends have to communicate with him through his agent? "Have breakfast, listen to the radio, read the papers, go to the dentist...Fuck me, I don't know what a normal life is..." and then a flash of mischief "...and practise me snogging" It's a dig at that talk weeks ago in the quiet Samode night when I said I'd never seen him do genuine intimacy on screen with a woman. But North Country has just come out and in it he playes scenes with Frances McDormand of such tenderness and warmth that he's unrecognizable from the early Sean Bean. Many - maybe most - actors get stuck in their first succes. In subtle ways, Sean the actor has deepened and reached beyond his apparent boundaries, as the older Sharpe did in India. So, despite his successes in Hollywood, maybe Richard Sharpe is still Sean's personal touchstone. A lot of times Sharpe had to state his position when he was right up against it. He was a loner and he remained a loner up to the end. He was a man of courage and strength and he wouldn't take crap from anybody. Resonances there with Sean, which perhaps explains his ambivalence when he had to get on that plane to India and â?œface himselfâ? nine years on. I still wouldn't be surprised that if I should ever run into Sean again, he acts as if we never met. He's a strange man.

Ginger: Аха, не зря мне казалось, что дамочка его не хило раздражала. Линда Блэндфорд, писатель в начале этого года брала интервью у Шона. Она назвала его «отсутствующим отцом» в статье и он был очень зол на неё. Так что он не был очень счастлив её прибытию в Индию и написанию книги. Она сказала, он был холоден, как лёд и смотрел сквозь неё. Она его очень не любила в начале, она ясно дает это понять в книге. Но потом, она действительно восхищалась его отношением к работе и в конце они, казалось, пришли к какому то взаимному уважению. Linda Blandford, the writer had earlier that year made an interview for a paper with Sean. She called him an "absent father" in the article and he was very angry about that. So he wasn't to happy with her coming to India and writing the book. She says he was as cold as ice to her and looked right through her. She didn't like him very much in the beginning, she makes that very clear in the of the book. But further on she really admires his working attitude and finally they seem to come to some sort of mutual rspect.

Fleur-de-Liss: Вот интересно, как она собиралась писать книгу, если заранее его не любила? По-моему, узнать кого-то невозможно, если не любишь. Что она изменила мнение неудивительно, это же Шон Но почему заранее предубеждение - непонятно.

Fleur-de-Liss: Нормальная жизнь? Что это для актера, который так не доверяет людям, что почти каждый, исключая старых хороших друзей должен связываться с ним через агента? Именно это и есть нормальная жизнь, когда общаешься с близкими и не позволяешь случайным людям лезть куда не просят.

Ginger: Fleur-de-Liss пишет: Вот интересно, как она собиралась писать книгу, если заранее его не любила? Она его невзлюбила после того, как он её холодно встретил в Индии. Только интересно чего она ждала, после того, как гадость про него написала. Я б на его месте вообще бы не стала с ней разговаривать. Именно это и есть нормальная жизнь, Тем более, что он и так вполне свободно шастает по округе.

Fleur-de-Liss: Ах, холодно встретил. А она правда думала, что он должен был от счастья прыгать? У некоторых людей превратнле представление о своей роли в жизни других людей Она и тут ешо пытается уколоть. Хотя местами она все равно не может скрыть восхищения Мистер знает, как покорять женщин

Ginger: Fleur-de-Liss пишет: А она правда думала, что он должен был от счастья прыгать? Ходила там, нос во всё совала. Куда пошел, с кем. Правда, нам грех жаловаться, столько интересного про кумира узнали. А менее наглая особа так бы не смогла.

Freya's Sister: Ginger, спасибо огромное! Наконец-то выкроила кусочек времени и начала читать! Впечатления? Нет слов , эта книга определенно написана для добивания тех кто еще не по уши Еще раз спасибо!

Катенок Кет: Freya's Sister пишет: , эта книга определенно написана для добивания тех кто еще не по уши Истина! Джи, спасибо за такие радости!!!

Катенок Кет: Аня, что я вижу! Вот он мой долгожданный авик во всей красе Я УМИР!

Kestrel: Вам надо выпустить книгу комментариев форума. Это будет бестселлер-Жизнеописание святого Иоанна Шеффилдского

Freya's Sister: Ginger пишет: Не напился. Спал. И ещё: «Наглые ублюдки» Я уже говорила что я его обожаю? Катенок Кет пишет: Кого то Он мне напоминает Вот так вот взяла и заложила много сцен с женщинами и они не выглядели несчастными от этого вот тут крыть нечем, но каков кокэт бродить по площадке в своей помятой, повседневной одежде пардон, а надо было в костюмах от Армани, приглаженных в палатке или микроавтобусе, или что там было вместо трейлера в Индии? Но от воображения этого зрелища, на душе становится тепленько Вы можете чувствовать ужас внутри, но не можете позволить себе показать это и возможно посторонними это может быть неверно истолковано, как холодность, но если это и так, то мне плевать. одно слово - уважаю. «plane to India and â?œface himselfâ?� nine years on.» ...летел в Индию и встретился с самим собой спустя 9 лет... кажется так, если я правильно понимаю это face himself Kestrel пишет: выпустить книгу комментариев форума. Это будет бестселлер-Жизнеописание святого Иоанна Шеффилдского Ну, во первых, на книгу пока не насобирали, но отдельная тема для особо метких изречений уже есть Во вторых кто сказал святой? Это наш то святой?! Что любимый до неприличия, это да, а вот в святости я сильно сомневаюсь И в третьих почему вдруг Иоанн?

Kestrel: Имя Sean означает(привожу без перевода,поймёте)-God is graсious,gift from God. Также ирландский эквивалент имени John,а John это и есть Иоанн.И потом-чем не бог,даже я бы сказала Божество

Катенок Кет: Freya's Sister пишет: Вот так вот взяла и заложила А че нам бояццо то? Kestrel пишет: Вам надо выпустить книгу комментариев форума Уже набираем Kestrel пишет: Имя Sean означает А этот Его измененный ирландский Sean правда производный от настоящего имени???

Kestrel: Да так и есть. Shaun он. Хотя все равно варианты этого имени все пришли из Ирландии,а произношение зависело от области проживания.

Ginger: Freya's Sister пишет: эта книга определенно написана для добивания тех кто еще не по уши Я сама в него влюблялась заново по нескольку раз пока возилась с переводом. Freya's Sister пишет: Еще раз спасибо! Катенок Кет пишет: Джи, спасибо за такие радости!!! Рада стараться

Ginger: Freya's Sister пишет: пардон, а надо было в костюмах от Армани, приглаженных в палатке или микроавтобусе Всё таки про Мистера можно было написать получше. Не сплошным сахарным сиропом, конечно, а с подколками, юмором, но без морализаторства. Эта дама какая то зануда, она даже язвит тоскливо. Вот такое у меня возникло ощущение, но может это личное такое восприятие.



полная версия страницы